?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А «быдло» — можно...

«Чужую беду руками разведу» — пословица старая, и часто очень верная. Но не всегда. Вы тоже наверняка это замечали. Одни люди мало чувствительны к переживаниям других (иногда до того, что даже напрягшись не могут понять, о чем эти другие так страдают). А другие чувствительны даже чрезмерно, отыскивая страданию в чужом лице и тогда, когда сам владелец лица об этих своих «страданиях» не в курсе. Одни весело смотрят фильмы ужасов и чернуху, другие шарахаются даже от сцен простого лицемерия и повседневного ханжества (и не только на экране). Потому как отзывается. (Так один мой хороший друг не может вытерпеть вида Чендлера из «Друзей» — уж очень он напоминает... свои неприятности).
Пословица тем не менее верна. Мы не переживаем чужую беду. Но вот если мы ее чувствуем своей... Даже не «как свою», а именно что «свою» — некогда пережитую (или хотя бы хорошо — до дрожи — представленную) — вот тогда чужая беда отзывается в своем теле. Мурашками, огорчением, напряжением, со-страданием. Потому-то мы легче всего сопереживаем людям «как мы» (близким, из своего круга, просто похожим по каким-то параметрам жизни) — и легко проходим мимо страданий «других», не таких — у них-то беда действительно «чужая».

Наверное, Вам встречался такой парадокс: человек заведомо хороший, добрый, тактичный, сочувствующий — и вдруг бац — выдает что-то антисемитское, гомофобское и прочее национально-религиозно-нетерпимое. Все верно: люди у нас — это «как мы» люди. Белые люди, миссионеры, цивилизованные леди и джентльмены, образованная богема, настоящие соратники, верные своему слову — но только когда вокруг такие же джентльмены. А всякие там «иные» — это вон... к Лукьяненко.

Один тренер по рукопашному бою рассказывал, как научить хорошего человека бить другого больно и не думая о последствиях (по сути решал обратную задачу: как отбить сочувствие). «Надо объяснить, — говорил он, — что «человека» (все правильно) бить нельзя. А «быдло» — можно. А поскольку сейчас перед тобой не человек, а быдло... чего сочувствовать-то? Так ему и надо».

Это именно то, что отбивает сострадание: «так ему/ей и надо, сам(а) виноват(а)», «значит, есть за что» и «нет дыма без огня». Так и надо — Белогвардейской сволочи. Краснопузой твари. Необразованному плебею. Гнилому интеллигенту. Разожравшемуся вору. Голозадому лоху. Черному, белому, неправоверному, мракобесно-ханжествующему, сволочи (как «все мужики»), стерве... тут список немаленький выйдет. Главное, что не мне. Я ж весь/вся в белом. «В моей жизни такого не может быть... ведь я не...»

Итого, есть три необходимых параметра, чтобы человек мог сочувствовать, чтобы чувство такта и эмпатии могли развиться.

Во-первых, привычка-умение (лучше из детства) примерять чужую неприятность на себя («А если бы тебе так, а?!» — строго спрашивал отец). Ему вторит печально-добрая черепаха Тортилла: «Я сама была такою», напоминая, что и радость чужую можно понять лишь через свою.

Во-вторых, естественно, жизненный опыт, чтобы можно было понять, о чем плачет или хотя бы морщится другой человек. Тот опыт, который приносит мудрости и доброты в глаза («Не плакала, не хоронила — откуда взяться красоте», — пела Гурченко в старом фильме).

Ну и в-третьих, достаточно ума (опять же опыта-мудрости и кругозора), чтобы не обманывать себя мыслью о том, что «со мной-то этого не может быть, я же не...» Как там другая поговорка напоминает? «От сумы, да от тюрьмы не зарекайся»? Так она как раз об этом: «Не гляди свысока, думая, что тебя это никогда не коснется. Не зарекайся. От болезни, от унижения, он насилия, от недоброго взгляда и подлого слова.» Дескать, ты плюнул вслед кому-то, а кто-то так же плюнет вслед тебе. И нечего удивляться: «А мне-то за что?» За то же, за что и ты кому-то другому. Поскольку только человека зазря ударить нельзя. «А быдло — можно»...

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
Дина Шайхетдинова
Dec. 15th, 2013 10:10 am (UTC)
Очень жизненно, как раз только на этой неделе думала о теме почему люди могут быть "жестокими" и не понимающими. и мысль о том что мировоззрения и широты взгляда не хватает таким людям, она действительно подтверждается.
karkusha960
Mar. 29th, 2014 11:10 am (UTC)
Здравствуйте! "Синдром Чендлера" ) сработал, зацепило. Давайте проведем параллель между чувствительностью к переживаниям и чувствительностью к физической боли. У всех болевой порог разный. Один в обморок хлопается от укола булавкой, другой способен перенести не поморщась куда большее. Можно, конечно, задавшись целью повысить болевой порог. Но смысл? Природой заложен индивидуальный порог в качестве уже хорошо отрегулированной охранной функции организма. Так же и с чувствительностью к переживаниям. Представьте, живут себе "долго и счастливо")) дедка с бабкой. Бабка деда 30 лет его толстокожестью и чурбанобесчувственностью попрекает. Решил дед на старости лет заняться саморазвитием, ряд практик освоил, чувствительным стал, как девушка-институтка, и убрался, милейший, от первого же взволновавшего его переживания - сердечная мышца не справилась, она у него всю жизнь на ином лимите возможности работала и такого эксперимента деду не простила - инфаркт) Так стоит ли все же?)

Edited at 2014-03-29 11:14 am (UTC)
karkusha960
Apr. 6th, 2014 03:45 pm (UTC)
И да, не логичней ли и проще научится принимать сочувствие в той форме, в которой человек готов и может Вам его выразить, от грубоватого: "Да ладно, чего ты" до любого витиевато-ванильного. Круг "небыдла" при таком подходе резко расширится. Поводов для раздражения станет прилично меньше.
( 3 comments — Leave a comment )